Зачем люди собираются в «Кафе смерти»? С практикующими танатопсихологами Таллинна пообщалась наш корреспондент Регина Пичугина.
Нередко люди приходят в ужас от самой мысли, что когда-нибудь им, как и остальным, придётся состариться, пережить смерти близких, а затем и умереть самому. Но поделиться своими переживаниями зачастую не с кем. Год назад кризисный психолог Лена Лайне вместе со своей подругой организовала «Кафе смерти» в Таллинне. Это место, где люди могут встретиться в неформальной обстановке и обсудить сложные вопросы.
«Это был февраль-март прошлого года, очень много беженцев обращались ко мне за помощью, много было телефонных разговоров. Я поняла, что все сводится к этой теме — страх смерти, какие-то тревожные состояния. И в какой-то момент я проснулась, позвонила своей подруге, говорю, будем делать? Будем делать», — сказала Лена Лайне.
«Я сама как терапевт, знаю тоже какие-то моменты, как можно себе самой помочь. Как-то я пришла, а у меня накануне умер дядя, и мне пришлось это мероприятие организовывать. Мне было очень тяжело, у меня вот здесь комок был, когда я это делала это мероприятие. А тут я расслабилась, рассказала свою историю и мне стало легче», — поведала организатор Марина Мошул-Алфёрова.
«Кафе смерти» — это не группа взаимопомощи и не психологический тренинг, а встречи людей, обычно незнакомых, для общения на тему смерти и жизни за чашкой чая. Именно чаепитие действует в качестве расслабляющего и объединяющего фактора.
«Кафе смерти» — это не группа взаимопомощи и не психологический тренинг, а встречи людей, обычно незнакомых, для общения на тему смерти и жизни за чашкой чая. Именно чаепитие действует в качестве расслабляющего и объединяющего фактора.
«Вообще получается интересное мероприятие, потому что в ходе него поднимаются разные психологические вопросы. Конечно, здесь, так как это кафе и мы едим, то есть мы протягиваем такую ниточку между жизнью и смертью. Ты говоришь о смерти, но ты ешь и чувствуешь этот вкус, ты чувствуешь себя живым», — пояснила Лена Лайне.
В обществе как-то не принято обсуждать проблемы стариков, а тема смерти и вовсе табуирована, поэтому людей интересует все — от необходимости посещения кладбища до собственного погребения.
«У многих остались истории из детства, когда они например, как раньше было хоронили всем подъездом, кто-то увидел, как это происходит, какие-то вопросы, непонятки. Почему так, почему, например, похороны так проходят, почему какие-то традиции церковные. Почему так можно делать, а так нельзя. Почему вот на кладбище нужно ходить, не нужно ходить, то есть любые вопросы, которые поднимаются вокруг, мы здесь можем обсуждать», — подчеркнула психолог.
Концепцию первого в мире «Кафе смерти» в 2011 году придумал и разработал британец Джон Андервуд. На его создание Джона вдохновил швейцарский антрополог Бернар Кретта, который встречался с пожилыми собеседниками в кафетерии, собирая материал для научной работы о традициях, связанных со смертью. На данный момент аналогичный формат чаепитий прижился в 56 странах.
«Кафе смерти» проходит примерно раз в месяц. Собирается группа из 10 человек, которые хотят обсудить тему смерти, поделиться какими-то мыслями и переживаниями, приобщиться к чужому опыту, не боясь быть непонятыми.
Если же у кого-нибудь не получилось проработать свое горе или просто остались вопросы, которые человек не решился задать при всех, то есть возможность обратиться к организаторам лично.
Редактор: Виктор Сольц
Источник: «Горизонт» (ETV+)